«

»

Апр 04 2017

День крымскотатарской науки, культуры и искусства

20170330_110557В рамках Недели детской и юношеской книги на базе Лозовской сельской библиотеки- филиала №33 проведен «День крымскотатарской науки, культуры и искусства». Первая часть мероприятия была посвящена 166-летию со дня рождения великого просветителя, писателя, педагога, переводчика и общественного деятеля Исмаила Гаспринского, чья жизнь и творчество может являться ярким примером для воспитания молодого поколения в духе патриотизма и национальных традиций. Крымскотатарский писатель Шакир Селим писал о Гаспринском:

О, ты, пронзивший ночи мрак, великий человек,

Ты в мире тюрков, солнцем став, вернул надежды свет.

Когда казалось, жизнь сама уж замедлила бег,

Ты дал мечту, ты веру дал и мудрости завет.

Об Исмаиле Гаспринском рассказать за одно мероприятие трудно, так как его деятельность была очень многогранной. Но заведующая Лозовской библиотеки Умерова С. Э. сумела в доступной форме донести до юношеской аудитории о необыкновенном таланте и энергии, которыми природа одарила Исмаила с детства. Рассказала о склонности Гаспринского к языкам разных народов, о мировоззренческих принципах и идеях, которые основывались на основе либеральной идеологии, прогрессивного развития общества, дружбы славянских и тюркских народов, конфессиональной терпимости христиан и мусульман. Исмаил Гаспринский известен не только как общественный деятель, но и как талантливый писатель. Его перу принадлежит целый ряд замечательных художественных произведений. И. Гаспринский известен и как поэт. Пусть поэтическое наследие автора невелико, но его стихи о Крыме и сегодня знают многие крымчане.

С именем Исмаила Гаспринского связано основание и развитие просветительского движения народов исламского Востока — джадидизм (новый, более светский метод обучения), которое радикально изменило суть и структуру начального образования во многих мусульманских странах, придав ему более светский характер.

Трудно переоценить заслуги Гаспринского в основании и издании в течение 32 лет газеты «Терджиман», которая служила народу важнейшим источником информации. Газета освещала ход школьной реформы, вопросы изучения родного и русского языков, подготовки учительских кадров, женского образования, деятельности благотворительных обществ и многое другое. «Терджиман» для крымскотатарского населения была практически единственным источником, посредством которого они знакомилось с произведениями великих русских писателей: А. Пушкина, Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя и других. В этой газете народ читал первые романы, повести и сказки начинающих крымскотатарских писателей: Османа Акчокраклы, Усеина Шамиль Токтаргазы и самого Исмаила Гаспринского.

Вся жизнь великого педагога и просветителя была отдана народу, этого же он требовал от своих последователей и от грядущих поколений.

Вторая часть мероприятия была посвящена 60-летию воссоздания крымскотатарского ансамбля «Хайтарма». Его подготовила и провела специалист Добровской сельской библиотеки- филиала № 2 Халилова Н. Ю. История этого творческого коллектива начиналась в 1936 году, когда в Симферополе был создан ансамбль песни и танца крымских татар. Основным организатором и художественным руководителем ансамбля стал Ильяс Бахшиш. Под его же руководством в 1957 году, по решению ЦК КП Узбекистана ансамбль был возрожден вновь. Имя Ильяса Бахшиша золотыми буквами вписано в историю крымскотатарской культуры.

Самый первый концерт после восстановления был дан 6 июня в Ташкенте и получился невероятно колоритным, красивым и запоминающимся.

Библиотекарь Халилова Н.Ю. рассказала о корифеях ансамбля – Февзи Белялове, певце – легенде, который 40 лет своим талантом дарил народу радость, помогавшую выжить вдали от своей милой Родины, незабываемом конферансье ансамбля — Аблямите Умерове, Сабрие Эреджепоаой — гордости и легенде своего народа, танцовщице Селиме Челебиевой, от танцев которой у зрителей захватывало дух.

«Хайтрама» смогла, не смотря на депортацию и запрет на этнические художественные проявления, сохранить самобытность культуры крымских татар, показала ее подрастающему поколению и заинтересовала представителей других национальностей на просторах СССР.

На концертах этого легендарного ансамбля люди были счастливы от соприкосновения с заветными родными истоками. Душу наполняла музыка, напетая горными родниками, перезвоном буйных трав, вольным ветром степи и ритмом морского прибоя.

В 1993 году «Хайтрама» вернулась на Родину и сразу же набрала популярность.

С 1993 по 2016 год художественным руководителем и балетмейстером ансамбля «Хайтарма» была Ремзие Бакал, чьё имя известно далеко за пределами Крыма. Сегодня под руководством Эльмиры Налбандовой «Хайтарма» является одним из самых популярных художественных коллективов нашего солнечного полуострова. Профессионализм и талант артистов ансамбля, оригинальность творческих решений во многом определяют успех и любовь многотысячной зрительской аудитории в Крыму и за его пределами.

На мероприятие была приглашена бывшая артистка ансамбля «Хайтарма» Венера – ханум. Она исполнила для зрителей замечательные танцы — Эмир-Джелял — хайтарму и хорезмский – «Баригаль». Её движения завораживали своей пластикой и плавно чеканными шагами. Юная танцовщица Аблязова Нияра исполнила задорную узбекскую «Андижанскую польку», а Муждабаева Адиле – индийский танец. В заключение девочки исполнили «Цыганочку», к которой присоединились все участники мероприятия.

Словом, праздник получился ярким, красочным, запоминающимся и интересным для всех без исключения. Он подарил незабываемые эмоции от проведенного вместе времени, огромное удовольствие и массу позитивных эмоций.

Умерова С.Э., заведующая Лозовской сельской библиотеки- филиала №33, Халилова Н.Ю., библиотекарь Добровской библиотеки- филиала № 2 МБУК СР «РЦБС»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Анкета для опроса получателей услуг, предоставляемых библиотечными учреждениями

 

 

 

Настоящая анкета заполняется:

 лично получателем услуги

 законным представителем получателя услуги

Пол:

 женский

 мужской

Социальный статус:

 учащийся;

 студент;

 пенсионер;

 инвалид;

 иной статус

В который раз Вы обратились в учреждение культуры за получением услуг:

 впервые;

 повторно;

 неоднократно.

Как Вы оцениваете свою информированность о работе учреждения культуры и порядке предоставления услуг:

 хорошо информирован(а);

 слабо информирован(а);

 не информирован(а).

1. Оцените комфортность условий и доступность получения услуг учреждения:

1.1 Уровень комфортности пребывания в учреждении (места для сидения, гардероб, чистота помещений и так далее) от 0 до 5 баллов

 1
 2
 3
 4
 5

1.2 Наличие дополнительных услуг учреждения (места общественного питания, проведение интерактивных игр, аудиогид и прочее) от 0 до 5 баллов

 1
 2
 3
 4
 5

1.3 Обеспечение безопасности (охрана, медицинское сопровождение, техника безопасности, средства защиты и прочее)от 0 до 5 баллов

 1
 2
 3
 4
 5

1.4 Наличие специальных условий для предоставления услуг категории граждан с ограниченными возможностями здоровья (наличие доступа в учреждение культуры (пандус, лифт, подъемники и т.п.)от 0 до 5 баллов

 1
 2
 3
 4
 5

2. Оцените время ожидания предоставления услуги:

2.1 Транспортная и пешая доступность учреждения от 0 до 5 баллов

 1
 2
 3
 4
 5

2.2 Удобство графика работы учреждения от 0 до 5 баллов

 1
 2
 3
 4
 5

2.3 Простота/удобство поиска необходимого издания от 0 до 7 баллов

 1
 2
 3
 4
 5
 6
 7

3. Оцените культуру обслуживания и компетентность работников учреждения:

3.1 Доброжелательность, вежливость и компетентность персонала учреждения от 0 до 7 баллов

 1
 2
 3
 4
 5
 6
 7

4. Оцените качество предоставляемой услуги учреждением:

4.1 Уровень удовлетворенности качеством оказания услуг учреждения в целом от 0 до 5 баллов

 1
 2
 3
 4
 5

4.2 Материально-техническое обеспечение учреждения культуры от 0 до 6 баллов

 1
 2
 3
 4
 5
 6

4.3 Наличие литературы, пользующейся спросом от 0 до 7 баллов

 1
 2
 3
 4
 5
 6
 7

5.0 Что Вам особенно понравилось или не понравилось на сайте? Есть ли у Вас пожелания и замечания по содержанию, оформлению и работе сайта?

С условиями ознакомлен

×
WordPress Lessons