Одной из самых интригующих современных методик обучения детей чтению можно считать методику Г.Домана, подразумевающую формирование у ребёнка энциклопедических знаний и обучение технике чтения до 2 лет. В своих исследованиях он опирался на знание того, что мозг человека может либо развиваться, либо деградировать. Чем интенсивнее нагрузка, тем интенсивнее развитие.
Комментарий психолога:
Раннее детство это не время для приобретения энциклопедических знаний, поскольку осмысление для ребёнка в этом возрасте невозможно. Внимание малыша можно привлечь с помощью ярких плакатов и книжных иллюстраций.
Безусловно, ребёнок может запомнить всё, что предлагается взрослым, но взрослый должен нести ответственность за то, что он предлагает ребёнку.
Это время для освоения сенсорного, чувственного и двигательного опыта. Активное развитие чувственной сферы способствует не только формированию более высокого интеллекта, но и личностных способностей, которые будут составлять необходимую основу: инициативность, любознательность, стремление понять суть проблемы.
Вывод:
Мозг действительно требует получения массы информации до 3 лет.
Но это должна быть сенсорная и физическая информация, которая доступна ребёнку в этом возрасте.
Доказано, что у детей, быстро осваивавших чтение по системе Г.Домана, через некоторое время замедлялось развитие.
Литература, которая вызывает сильное впечатление у ребёнка, предопределяет его важнейшие поступки в жизни.
Комментарий психолога:
Что должен читать ребёнок в детстве? Насколько родитель должен управлять процессом чтения? Возможно, ответ на этот вопрос даёт М. Цветаева в маленьком эссе «Мой Пушкин». Цветаева прочитала «Евгения Онегина» в 8 лет.
Да, понять это произведение так, как принято понимать его в школе у ребёнка вряд ли получится. Но, на этом примере можно понять, что у литературы нет возраста.
Классика, кроме содержания, имеет поэтический язык, который формирует вкус. Более того, произведение ведёт к построению образов.
Вывод:
Ребёнку не стоит задавать наводящих вопросов для правильного понимания произведения. Это может разрушить поэтический мир, созданный его воображением.
Предоставьте ему возможность высказать своё мнение о прочитанном, после чего обсудите произведение вместе.
Сказка может нести дополнительную информацию ребёнку, о которой не подозревает родитель.
Комментарий психолога:
Вовсе не факт, что чтение сказки приведёт к подобной реакции ребёнка. Информацию, полученную до 5 лет, человек не подвергает критике, а потому из поколения в поколение сказка передаётся без подробного обсуждения между родителями и детьми.
Тем не менее, необходимо всегда помнить, что важна не сказка, а отношение к ней того, кто её читает. Читая сказку, взрослый должен правильно расставить акценты, раскрасив текст эмоциями. Особо напряжённые моменты в сказке, которые могут испугать ребёнка надо прочитывать несколько быстрее и менее эмоционально.
И, как правило, счастливое окончание сказки, должно доставить ребёнку радость. Поэтому здесь важно добавить положительные эмоции.
Вывод:
Каждому ребёнку необходим, так называемый «витамин страха». Однако, это должен быть очень «маленький витамин», после которого ребёнок обязательно должен получить массу положительных эмоций.
Детский фольклор взывает к взрослым. Он несёт определённую информацию, которая может быть полезной для детского восприятия.
Источник: https://www.rznodb.ru/index.php?start=1&page=50