↑ Вернуться > Родителям

Особенный ребенок

В СЕМЬЕ ОСОБЕННЫЙ РЕБЕНОК

… Иоанн Кронштадтский в своих писаниях говорит о том, что есть души настолько хрупкие, что, они разбились бы о грубость и жестокость окружающего мира. И Господь допускает, что между ними и миром опускается пелена психической болезни, чтобы отделить эти души от того, что могло бы разорить их цельность.
Несомненно, что семьи с детьми-инвалидами – это семьи с особым статусом, имеющие свои специфические проблемы. Как правило, характер и течение заболевания ребёнка, в значительной мере сказываются на психологическом и социальном статусе, как ребёнка, так и семьи в целом.
Общение с родителями детей, у которых имеются психофизические отклонения, немного отличается от обычного, привычного для нас общения. И это объяснимо по ряду причин, возникающих в данной ситуации.
Безусловно, когда в семье появляется ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, поведение родителей развивается по стандартной схеме, включающей два основных вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?»
Нет ничего проще, чем чувствовать себя виноватым. Но чувство вины имеет огромную блокирующую силу: вместо того, чтобы направлять на активные действия, оно стремится полностью парализовать способность адекватно мыслить и действовать.
И пока родители пытаются ответить на эти вопросы, уходит время, которое так необходимо для того, чтобы просто жить, создавая себе и своему ребёнку условия для этого.
Следствием сказанного являются значительные изменения в процессе восприятия себя, друг друга и окружающей действительности. Родители измучены непреходящей невротической усталостью, опустошенностью и раздражительностью. Страх и тревога являются основными чувствами этих взрослых.
Особый психологический статус таких семей определяется, как правило, ещё и тяжёлым материальным положением.
Чаще всего, родители замыкаются, усугубляя психологическую травму, вызванную инвалидностью ребёнка. При этом резко снижается самооценка, появляется чувство страха и неуверенности в себе, которое благополучно взращивается и способствует развитию неврозоподобных состояний, как у детей, так и у взрослых.
Приобретая статус родителей ребёнка-инвалида, взрослые зачастую начинают отождествлять себя с людьми с ограниченными возможностями. Постоянно замечая на себе взгляды, полные жалости или неприязни, родители стараются избегать общества. При этом мироощущение самого ребёнка остаётся таким же, как у всех детей. До определённого возраста дети, имеющие различные физические недуги не чувствуют себя «другими», не страдают от этого. Страдания, к сожалению, выпадают на взрослых, которые смотрят на него.
Ещё одной распространённой особенностью является чрезмерная активность, агрессивность, требование повышенного внимания к себе и к своему ребёнку.
Во всём мире подобные семьи имеют в чём-то сходные проблемы.
Как и чем помочь семьям ребёнка с ограниченными возможностями здоровья?
На сегодняшний день в России существуют специальные (коррекционные) школы и интернаты для детей с нарушениями в развитии.
Родители имеют возможность обучать своего ребёнка в специализированных учреждениях. Однако, пребывание детей с ограниченными возможностями здоровья в специализированных учреждениях, несмотря на наличие ряда положительных условий, ограничивает возможность контактов с нормально развивающимися детьми и взрослыми, что не позволяет в полной мере использовать социальный аспект реабилитации детей, имеющих инвалидность.
В самых неблагоприятных условиях оказываются семьи, где ребёнок в силу тяжёлой патологии вынужден получать надомное образование. Но и то, и другое обучение, без участия семьи и индивидуальной психологической поддержки, не приносит ожидаемого результата.
Первое место по численности занимают дети с психическими расстройствами и умственными отклонениями. Чаще всего таких детей считают необучаемыми.
Между тем, дети с нарушениями интеллекта копируют мир, в котором живут. Они добры, если быть добрыми к ним. Полны любви, если это взаимно, обучаемы, если, к каждому найти индивидуальный подход.
Решение проблемы следует искать в создании конкретной, адресной помощи детям и их родителям.
Современные тенденции в развитии и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья включают обязательный элемент, подразумевающий индивидуальную форму работы с данной категорией, а также оказание помощи семье, воспитывающей ребёнка-инвалида в получении знаний и умений, необходимых в повседневной жизни.
В Рязанской областной детской библиотеке проводятся индивидуальные компьютерные занятия для детей с физическими, нервными и интеллектуальными расстройствами. Развивающие и обучающие игры подбираются с учётом психофизических особенностей и несут коррекционную направленность. Каждому ребёнку отводится строго определённое время для занятий, которое важно учитывать, работая на компьютере.
В процессе занятий у детей развивается память, внимание, логическое мышление, интерес к чтению, вычислительные навыки и знания орфографии.
Всё это компенсирует дефекты, воспитывает у ребёнка настойчивость в преодолении трудностей, связанных с отставанием в развитии, а также приобщает родителей к процессу воспитания и развития ребёнка.
Создание игровой атмосферы помогает ненавязчиво развивать психические и моторные функции у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Следует учитывать, что дети с особенностями развития тонко реагируют на оттенки настроения, интонацию, мимику взрослого. Поэтому важно всегда быть спокойным, сдержанным и позитивно настроенным.
Работа требует определённых знаний и умений, большой концентрации внимания и ответственности за психическое состояние ребёнка.
Для полноценного, комплексного развития и привыкания к социальной сфере, необходимо установить контакт с семьёй ребёнка.
Знакомство с родителями начинается с изучения особенностей семьи, что позволяет выявить трудности в процессе воспитания и отношение к проблемам в развитии своего ребёнка.
Таким образом, раскрывается содержание индивидуальной работы.
В результате беседы выявляются сведения о ребёнке, способы его отношений с близкими взрослыми, наличие потребности в установлении контактов с ними.
Общение с родителями должно органично вплетаться в ход коррекционного занятия.
Такая форма работы способствует активизации у родителей педагогических способностей, уверенности в собственных силах, адекватного восприятия возможностей развития своего ребёнка.
Работа с родителями проводится поэтапно:
— наблюдение за ребёнком во время занятия;
— кратковременное включение в ход занятия;
— самостоятельное проведение части занятия;
— обсуждение совместной работы.
Кроме того, позитивные эмоции, которые дети и родители получают от посещения библиотеки и занятий, отражаются в дальнейшем на отношении к социальной среде, в которой им предстоит жить после окончания школы.
Дети, имеющие умственные отклонения и нарушения в психическом развитии, оказавшись в новой для них обстановке, ощущают дискомфорт. Поэтому, на начальном этапе у них может появиться напряжение, раздражительность, трудности при изучении и запоминании материала. Дети с подобными расстройствами обучаются медленнее, трудно овладевают речью. Им необходимо давать более краткие, чёткие задания.
Но, если быть с ними дружелюбными, терпеливыми и искренними, то они будут чувствовать себя спокойно, полностью доверяя вам. Любая неискренность сразу будет распознана и повредит обоюдному взаимопониманию. Иногда следует проявить непреклонность и настойчивость: ребёнок может пожелать сделать то, что навредит ему.
Работу с родителями необходимо проводить в консультативной форме. Создание семейных клубов для родителей детей- инвалидов не решает проблему изоляции, в которой находятся подобные семьи, а скорее усугубляет её. Пребывая в контакте с людьми, которые имеют схожие трудности, возникает желание выплакаться, пожаловаться друг другу.
Одной из распространённых ошибок является то, что родители откровенно говорят о проблемах детей в их присутствии. Положительный эффект от такого общения достигается с большим трудом.
Очень часто взрослые считают, что ответственность за решение проблемы лежит на специалисте. Однако родители обладают не менее значимой информацией. В доверительной беседе со специалистом возникает общее пространство, помогающее приблизиться к конкретной ситуации. Работая с родителями индивидуально, мы лишаем их возможности рассматривать инвалидность ребёнка, как неразрешимую проблему. Умение быть терпеливым и внимательным слушателем помогает грамотно и обоюдно решать все вопросы.
Необходимо помочь семье поверить в свой потенциал, создавая атмосферу взаимных интересов и постоянного, индивидуального внимания и поддержки. Родитель должен понимать, что для достижения результатов надо пробовать, искать и учиться.
С психологической точки зрения, к родителям и детям нужно подходить с той же мерой, что и к обычным детям и взрослым. При этом важно дать им полноценное общение, заполнив их сознание добрыми, созидательными идеями. Только так можно вселить им веру в себя, уверенность и адекватное отношение к окружающему миру.
Индивидуальное консультирование требует огромных эмоциональных затрат. Для эффективного результата в работе с данной категорией детей и взрослых, необходимо соблюдать определённые рамки. Это важно для сохранения ресурсов и поддержания разделённой ответственности между участниками процесса.
Библиотека обладает основным источником познания – книгами. Тексты, написанные классиками, заключают в себе идеи, которые могут быть актуальны вне времени и позволяют создавать пространство для размышлений и поиска ответов на волнующие вопросы. Бывает, что ребёнок не просто равнодушен, а активно отвергает попытки привлечь его к чтению. Обычно такое отношение является результатом поспешного и неумелого давления со стороны родителей. В данном случае, для привлечения ребёнка к книге, необходимо консультирование родителей по проблемам чтения.
Необходимо грамотно и тонко рекомендовать литературу, чтобы читающий ребёнок и родитель открыли в книге что-то очень важное для себя.
Неумелое вторжение в жизнь любого ребёнка разрушает его дальнейшую судьбу. Оказываясь во власти непонимания и недоверия к миру взрослых, дети не могут правильно развиваться.
В сознании многих людей, к сожалению, присутствует ещё смутное представление о семьях, имеющих ребёнка с инвалидностью.
Не многие знают, что преобладающей причиной детских психических расстройств, является поражение мозга, вызванное воспалением мозговой оболочки, мозговыми травмами, например при несчастных случаях, отравлениями, нарушениями обмена веществ, болезнями, перенесёнными матерью во время беременности.
Непонимание многих окружающих ведёт к тому, что родители вынуждены вести жизнь затворников. Таким образом, они просто хотят избежать контактов с людьми, проявляющими непонимание и бестактность. И мы поступим правильно, если сами будем искать контакт с данной категорией родителей и детей, чтобы восстановить их веру в окружающих людей.
Каждый ребёнок, прежде всего маленький человек. Он тянется к неизвестному, осваивает новые возможности, верит в понимание и поддержку со стороны взрослых людей. Болезни лишь увеличивают число барьеров, которые приходится преодолевать малышу. Преодолеть их он сможет только с помощью взрослых – родителей, медиков, педагогов, библиотекарей.
Не существует детей, которые не нуждались бы во всесторонней реабилитации.
Не существует детей, с которыми не стоит работать.
Перспективны все, в большей или меньшей степени. Необходимо всегда помнить о том, что эти дети очень хотят быть, как и все дети, любимыми и счастливыми.
источник: https://www.rznodb.ru/index.php?start=1&page=51
Анкета для опроса получателей услуг, предоставляемых библиотечными учреждениями

 

 

 

Настоящая анкета заполняется:

 лично получателем услуги

 законным представителем получателя услуги

Пол:

 женский

 мужской

Социальный статус:

 учащийся;

 студент;

 пенсионер;

 инвалид;

 иной статус

В который раз Вы обратились в учреждение культуры за получением услуг:

 впервые;

 повторно;

 неоднократно.

Как Вы оцениваете свою информированность о работе учреждения культуры и порядке предоставления услуг:

 хорошо информирован(а);

 слабо информирован(а);

 не информирован(а).

1. Оцените комфортность условий и доступность получения услуг учреждения:

1.1 Уровень комфортности пребывания в учреждении (места для сидения, гардероб, чистота помещений и так далее) от 0 до 5 баллов

 1
 2
 3
 4
 5

1.2 Наличие дополнительных услуг учреждения (места общественного питания, проведение интерактивных игр, аудиогид и прочее) от 0 до 5 баллов

 1
 2
 3
 4
 5

1.3 Обеспечение безопасности (охрана, медицинское сопровождение, техника безопасности, средства защиты и прочее)от 0 до 5 баллов

 1
 2
 3
 4
 5

1.4 Наличие специальных условий для предоставления услуг категории граждан с ограниченными возможностями здоровья (наличие доступа в учреждение культуры (пандус, лифт, подъемники и т.п.)от 0 до 5 баллов

 1
 2
 3
 4
 5

2. Оцените время ожидания предоставления услуги:

2.1 Транспортная и пешая доступность учреждения от 0 до 5 баллов

 1
 2
 3
 4
 5

2.2 Удобство графика работы учреждения от 0 до 5 баллов

 1
 2
 3
 4
 5

2.3 Простота/удобство поиска необходимого издания от 0 до 7 баллов

 1
 2
 3
 4
 5
 6
 7

3. Оцените культуру обслуживания и компетентность работников учреждения:

3.1 Доброжелательность, вежливость и компетентность персонала учреждения от 0 до 7 баллов

 1
 2
 3
 4
 5
 6
 7

4. Оцените качество предоставляемой услуги учреждением:

4.1 Уровень удовлетворенности качеством оказания услуг учреждения в целом от 0 до 5 баллов

 1
 2
 3
 4
 5

4.2 Материально-техническое обеспечение учреждения культуры от 0 до 6 баллов

 1
 2
 3
 4
 5
 6

4.3 Наличие литературы, пользующейся спросом от 0 до 7 баллов

 1
 2
 3
 4
 5
 6
 7

5.0 Что Вам особенно понравилось или не понравилось на сайте? Есть ли у Вас пожелания и замечания по содержанию, оформлению и работе сайта?

С условиями ознакомлен

×
WordPress Lessons