Забытое имя известного земляка. Российско-немецкий поэт, переводчик, критик — И. Варкентин

Варкетин И.В детстве Иоганна Варкентина — голландца по национальности звали просто Ганс. Родился он в Крыму, в немецкой деревне Спат, 11 мая   1920 году. В то же  время  Красная Армия выбила из Крыма армию генерала Врангеля. От ужасов смутного времени Ганс бежал в мир книг. Он брал их у учителя, жившего напротив. В книгах тоже происходили порой страшные вещи, но добро все же побеждало. Жизнь же подарков не делала.

Ганс сидел у изголовья заболевшей тифом мамы, клал ей на горячий лоб холодные компрессы и погружался в книгу. Мамы не стало. Во время полевых работ с отцом Ганс, шагая в борозде за плугом, тоже пытался читать. Отца арестовали, затем отпустили. Иоганн, по паспорту Иван, уехал учиться в Ленинград. Отца снова арестовали, судили как вредителя. Состав преступления Абрама Варкентина: он посчитал, сколько цыплят погибло, попав под дождь. Больше Иоганн отца не видел. Сокурсник, хороший друг, сын высокопоставленных партийных руководителей, узнав об аресте отца Иоганна, отношения с ним прекратил. Литература оставалась для     молодого человека единственной отдушиной. После окончания средней школы Ганс поступил на английское отделение филологического факультета Лениградского  государственного  университета.

Когда началась война, Иоганн Варкентин учился в  университете. Ребята-сокурсники уходили на фронт, а его взяли в Балтийский флот переводчиком. Об обстрелах и голоде в осажденном городе он позже напишет стихи.

Российских немцев во время войны в Красную Армию не брали, и в 1942 году «ошибка» с Иоганном Варкентином была исправлена. Он был отправлен в Сибирь валить лес. Но участие в обороне Ленинграда осталось фактом его биографии, имевшим немалое значение.

В 1942-1946 гг. находился в трудовой армии в Восточной Сибири. Дальнейшие жизненные вехи И. Варкентина – Ленинград (нелегально вернувшийся в 1946 г. в Ленинград, поэт был возвращён в 1948 г. в Сибирь), Горный Алтайск, Барнаул, Алматы, Уфа, Берлин (ГДР).

После войны в СССР интеллигентов, хорошо владевших литературным немецким языком, остались чуть ли не единицы. Многие были расстреляны в 1937-38 годах. Другие погибли в ссылке и на принудительных работах. А выжившие старались не привлекать внимания к пятой графе в своем паспорте.

Реабилитация депортированных Сталиным народов на немцев распространялась лишь частично. Хотя и для них ввели некоторые послабления. В Новосибирске стали готовить учителей для школ с преподаванием немецкого языка как родного. Иоганн Варкентин участвовал в написании учебников для таких школ. Язык он считал фундаментом культуры. Но организации школ мешало то, что в результате депортации немцы жили разбросанно.

Но раз уж немцы «советские», то почему бы не восстановить автономию немцев Поволжья, которую учредил сам Ленин? Дело было рискованное, и подписи под нижайшей просьбой к партии и правительству собирали в условиях строжайшей конспирации. В 1965 году отправили в Москву делегацию с просьбой согласно статье 123 Конституции СССР восстановить в Поволжье автономную республику немцев. Среди смельчаков, пробившихся в Кремль, был и Иоганн Варкентин.

Он готовился к худшему, но получил предложение стать редактором литературного отдела в газете «Нойес Лебен». Это была возможность делать что-то конкретное для возрождения советско-немецкой литературы и оправдывало отказ от борьбы за автономию.

Некоторый опыт работы в газете Иоганн Варкентин уже имел, но выбор пал на него по другой причине: он участвовал в обороне Ленинграда. Писатель награжден медалями «За оборону  Ленинграда» и «За Победу над Германией».

В редакции «Нойес Лебен» (советской еженедельной газеты на немецком языке) в Москве Иван Абрамович, как уважительно называли Иоганна Варкентина (Johann Warkentin), курировал пишущую братию, взращивал молодые дарования, пытавшиеся писать на немецком языке.

Исправляя ошибки и порой почти полностью переписывая очередное сочинение, Иван Абрамович отпускал колкие замечания, острил, но вдруг замолкал и неожиданно с болью говорил: «Человек не виноват. Где ему было учиться немецкому».

В 1981 году член Союза писателей СССР Иоганн Варкентин издал − как он тогда думал − последний сборник своих стихов и уехал с семьей жить в ГДР. Сложа руки не сидел, переводил книги с русского на немецкий.

Потом Германия объединилась, а Советский Союз распался. Российские немцы десятками тысяч потянулись на историческую родину. Их воспринимали в Германии как «русских», и Иоганн Варкентин вновь выступил носителем специфической российско-немецкой культуры. Он участвовал в выпуске небольшого журнала для русско-немецких писателей. Евангелическая церковь в Берлине постоянно обращалась к нему за помощью в вопросах интеграции. Одна за другой выходили книги Иоганна Варкентина: стихи, история российско-немецкой литературы, история российских немцев, труды о мастерстве перевода, еще стихи, свои и переводные.
Заслуги Иоганна Варкентина получили в Германии высокую оценку. Он был награжден высшей государственной наградой − орденом «Федеральный крест за заслуги».
Иоганн Варкентин скончался 9 апреля 2012 года, пройдя долгий и очень непростой жизненный путь.

У нас, нынешних жителей поселка Гвардейского, бывшей деревни Спат, должен возникать  живой  интерес  к  истории родного края, о людях живших здесь, имеющих  крымские корни и хранящих память о своей малой родине. К сожалению, часто бывает, что люди в поисках утраченного, приехав за тысячу километров в Крым не находят ничего, что дорого для их родных, поэтому если возможно собрать и сохранить хотя бы крупицы, свидетельствующие о былом, необходимо использовать для этого любую возможность.

 

По материалам из Интернет- ресурсов:

https://www.dw.com/ru/иоганн-варкентин-жизнь-длиною-в-несколько-эпох/a-15900513.Автор — Элизабет Вибе.

Составитель: ведущий библиограф Гончарук Т.Р.

Анкета для опроса получателей услуг, предоставляемых библиотечными учреждениями

 

 

 

Настоящая анкета заполняется:

 лично получателем услуги

 законным представителем получателя услуги

Пол:

 женский

 мужской

Социальный статус:

 учащийся;

 студент;

 пенсионер;

 инвалид;

 иной статус

В который раз Вы обратились в учреждение культуры за получением услуг:

 впервые;

 повторно;

 неоднократно.

Как Вы оцениваете свою информированность о работе учреждения культуры и порядке предоставления услуг:

 хорошо информирован(а);

 слабо информирован(а);

 не информирован(а).

1. Оцените комфортность условий и доступность получения услуг учреждения:

1.1 Уровень комфортности пребывания в учреждении (места для сидения, гардероб, чистота помещений и так далее) от 0 до 5 баллов

 1
 2
 3
 4
 5

1.2 Наличие дополнительных услуг учреждения (места общественного питания, проведение интерактивных игр, аудиогид и прочее) от 0 до 5 баллов

 1
 2
 3
 4
 5

1.3 Обеспечение безопасности (охрана, медицинское сопровождение, техника безопасности, средства защиты и прочее)от 0 до 5 баллов

 1
 2
 3
 4
 5

1.4 Наличие специальных условий для предоставления услуг категории граждан с ограниченными возможностями здоровья (наличие доступа в учреждение культуры (пандус, лифт, подъемники и т.п.)от 0 до 5 баллов

 1
 2
 3
 4
 5

2. Оцените время ожидания предоставления услуги:

2.1 Транспортная и пешая доступность учреждения от 0 до 5 баллов

 1
 2
 3
 4
 5

2.2 Удобство графика работы учреждения от 0 до 5 баллов

 1
 2
 3
 4
 5

2.3 Простота/удобство поиска необходимого издания от 0 до 7 баллов

 1
 2
 3
 4
 5
 6
 7

3. Оцените культуру обслуживания и компетентность работников учреждения:

3.1 Доброжелательность, вежливость и компетентность персонала учреждения от 0 до 7 баллов

 1
 2
 3
 4
 5
 6
 7

4. Оцените качество предоставляемой услуги учреждением:

4.1 Уровень удовлетворенности качеством оказания услуг учреждения в целом от 0 до 5 баллов

 1
 2
 3
 4
 5

4.2 Материально-техническое обеспечение учреждения культуры от 0 до 6 баллов

 1
 2
 3
 4
 5
 6

4.3 Наличие литературы, пользующейся спросом от 0 до 7 баллов

 1
 2
 3
 4
 5
 6
 7

5.0 Что Вам особенно понравилось или не понравилось на сайте? Есть ли у Вас пожелания и замечания по содержанию, оформлению и работе сайта?

С условиями ознакомлен

×
WordPress Lessons