«

»

Ноя 02 2017

«Амет-Хан Султан – звезды в ладонях».

Рисунок1

Не погибнет сын народа,
Покуда жив его народ!
Сейтумер Эмин.

21 октября в Лозовской сельской библиотеке-филиале № 33 прошел историко-познавательный день «Амет-Хан Султан – звезды в ладонях».

В рамках дня в библиотеке были организованы: выставка и библиографический обзор книг и журналов «Амет-Хан Султан – летчик из легенды»; видеопрезентация документального биографического фильма о жизни и боевых подвигах, об  участи, постигшей крымскотатарский народ – депортации и  активном участии  этого известного летчика-испытателя в жизни народа;  презентация биобиблиографического буклета «Орлы умирают в небе. Жизнь и бессмертие Амет-Хана Султана»; конкурс детских самолетиков.

25 октября исполняется 97 лет со дня рождения летчика-испытателя, уроженца Алупки Амет-Хана Султана, человека, который при жизни стал легендой.

Амет-Хан Султан — дважды Герой Советского Союза, лауреат Государственной премии, заслуженный летчик-испытатель СССР, Почетный летчик Франции, Почетный гражда­нин городов Ярославль, Мелитополь, Алупка и Автономной Республики Крым. Вошедший в годы Великой Отечественной войны в десятку лучших летчиков-асов, в мирное время Амет-Хан Султан стал испытателем новой авиационной и космической техники. Его по праву можно назвать выдающейся личностью XX века. Ведь недаром на стене парижского аэропорта, на памятной доске выгравированы слова «Летчик от Бога».

Родился Амет-Хан Султан 25 октября 1920 года в городе Алупка. Отец — Султан, лакец (Дагестан), мать Насибе Садла — крымская татарка. Еще в детстве Амет-Хан стал мечтать о небе. Его поражало, что самолет может летать выше горных орлов, паривших над вершинами Ай-Петри. Окончив крымско-татарскую школу, Амет-Хан поступил в  железнодорожное училище в Симферополе. Параллельно занимался в симферопо­льском аэроклубе, который сегодня носит его имя.

20171021_120328Начало Великой Отечественной войны Амет-Хан застал под Кишиневом в составе 4-го истребительного авиаполка Одесского военного округа. В конце 1941 года полк был переброшен в район города Ярославля. 31 мая 1942 года Амет-Хан Султан открыл счет сбитых самолетов. Израсходовав весь боевой запас в атаке, он протаранил корпус вражеского «Юнкерса-88″ левым крылом. При ударе крыло истребителя наглухо застряло в корпусе «Юнкерса» и юный летчик, выбравшись из кабины, прыгнул вниз с парашютом. После этого случая Амет-Хан Султан стал легендой, снискав славу сильного и бесстрашного бойца. За этот подвиг он был награжден орденом Ленина. Летчики противника узнавали Амет-Хана «по полету» и называли его по рации «Черным дьяволом». На самолетах эскадрильи Амет-Хана Султана были нарисованы атакующие орлы. Человек общительный и остроумный, он сразу становился душой компании. Амет-Хана, или Аметку, как звали его товарищи, хорошо знали в войсках. Его имя стало легендой, символом искусного полета и безграничной остроты ума. 29 апреля 1945 года над Берлином Амет-Хан Султан сбил свой последний вражеский самолет, тем самым, поставив точку над сбитыми летчиками 9-го гвардейского полка вражескими самолетами. Всего за время войны он совершил 603 боевых вылета.

После войны он становится летчиком-испытателем в Летно-исследовательском институте имени М. Громова. При его непосредственном участии создается новая отечественная авиация, которую не знал мир.

Амет-Хан Султан участвовал в осуществлении космической программы. Прежде чем Юрий Гагарин и его товарищи по отряду космонавтов поднялись в космос, навыки действий в условиях невесомости они отрабатывали на специально оборудованном самолете Ту-104, который пилотировал Амет-Хан и его коллеги. Испытав не одну сотню летательных аппаратов, Амет-Хан Султан дал путевку в жизнь тем самолетам, которые заявили о совершенно новой авиации, определив перспективу ее развития на многие годы вперед. 1 февраля 1971 года Амет-Хан Султан погиб в небе вместе с экипажем во время испытания мощного двигателя на летающей лаборатории Ту-16ЛЛ. Его имя носит площадь в Симферополе, улицы в городах Крыма, а также улица в Волгограде, Жуковском, Махачкале, горный пик в Дагестане. Его именем названы аэроклуб, школы, в Алупке работает музей имени Амет-Хана Султана, а в покоренном им небе летает планета, названная его именем.

Неоценимую роль и важное значение Амет-Хан Султан внес в борьбу крымских татар за возвращение в Крым.

«Жизнь Аметхана — это целая эпоха, в которой запечатлены героическая борьба за крымскотатарский народ и победа над фашизмом, выход нашей Родины от стартов на деревянных ястребках на передние рубежи реактивной техники. Аметхан — герой этой эпохи, её творец как борец передового края, сын своего народа».

В конце нашего мероприятия ребята запустили самолетики, сделанные своими руками, в честь памяти отважного летчика.

Библиотеку в этот день посетили 16 человек.

Зав. библиотекой-филиалом № 33
Умерова С.Э.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Анкета для опроса получателей услуг, предоставляемых библиотечными учреждениями

 

 

 

Настоящая анкета заполняется:

 лично получателем услуги

 законным представителем получателя услуги

Пол:

 женский

 мужской

Социальный статус:

 учащийся;

 студент;

 пенсионер;

 инвалид;

 иной статус

В который раз Вы обратились в учреждение культуры за получением услуг:

 впервые;

 повторно;

 неоднократно.

Как Вы оцениваете свою информированность о работе учреждения культуры и порядке предоставления услуг:

 хорошо информирован(а);

 слабо информирован(а);

 не информирован(а).

1. Оцените комфортность условий и доступность получения услуг учреждения:

1.1 Уровень комфортности пребывания в учреждении (места для сидения, гардероб, чистота помещений и так далее) от 0 до 5 баллов

 1
 2
 3
 4
 5

1.2 Наличие дополнительных услуг учреждения (места общественного питания, проведение интерактивных игр, аудиогид и прочее) от 0 до 5 баллов

 1
 2
 3
 4
 5

1.3 Обеспечение безопасности (охрана, медицинское сопровождение, техника безопасности, средства защиты и прочее)от 0 до 5 баллов

 1
 2
 3
 4
 5

1.4 Наличие специальных условий для предоставления услуг категории граждан с ограниченными возможностями здоровья (наличие доступа в учреждение культуры (пандус, лифт, подъемники и т.п.)от 0 до 5 баллов

 1
 2
 3
 4
 5

2. Оцените время ожидания предоставления услуги:

2.1 Транспортная и пешая доступность учреждения от 0 до 5 баллов

 1
 2
 3
 4
 5

2.2 Удобство графика работы учреждения от 0 до 5 баллов

 1
 2
 3
 4
 5

2.3 Простота/удобство поиска необходимого издания от 0 до 7 баллов

 1
 2
 3
 4
 5
 6
 7

3. Оцените культуру обслуживания и компетентность работников учреждения:

3.1 Доброжелательность, вежливость и компетентность персонала учреждения от 0 до 7 баллов

 1
 2
 3
 4
 5
 6
 7

4. Оцените качество предоставляемой услуги учреждением:

4.1 Уровень удовлетворенности качеством оказания услуг учреждения в целом от 0 до 5 баллов

 1
 2
 3
 4
 5

4.2 Материально-техническое обеспечение учреждения культуры от 0 до 6 баллов

 1
 2
 3
 4
 5
 6

4.3 Наличие литературы, пользующейся спросом от 0 до 7 баллов

 1
 2
 3
 4
 5
 6
 7

5.0 Что Вам особенно понравилось или не понравилось на сайте? Есть ли у Вас пожелания и замечания по содержанию, оформлению и работе сайта?

С условиями ознакомлен

×
WordPress Lessons